Меню+7 (812) 425-42-24

Дэвид Карузо об эмоциональном интеллекте (интервью "Деловому Петербургу" на I российской конференции по эмоциональному интеллекту

На прошлой неделе в Петербурге прошла первая конференция, посвященная эмоциональному интеллекту. Для участия в ней компания EQuator, организатор мероприятия, пригласила одного из ведущих мировых специалистов в этой области Дэвида Карузо. Вместе с авторами понятия EQ Питером Саловеем и Джоном Майером он провел множество исследований в области EQ, написал в соавторстве книгу и создал тест на EQ - Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test.

Дэвид, если оценить эмоциональный инетллект руководителей по той же шкале, по которой обычно оценивают интеллект человека, каким, по-Вашему, будет средний уровень управленцев?

Вообще очень сложно оценивать эмоциональный интеллект вне ситуации. Уровень EQ проявляется в том, как человек действует в конкретных обстоятельствах, как он принимает решения в состоянии стресса. Например, при приеме нового сотрудника на работу вам вряд ли удастся это понять, потому что ситуация собсеседования более-менее комфортна для него. Единственный способ, когда вы получите результаты оценики EQ, не ввергая для этого человека в стресс, - это специальные тесты.

К сожалению, я не знаком с работой российских топ-менеджеров, чтобы оценивать их, но если говорить об американских, то в США все знают, что такое EQ, и проявляют к этому большой интерес. 

Это теоретический интерес или все-таки они пытаются развивать свой эмоциональный интеллект?

EQ важен не только для деловых отношений. Существуют занятия по развитию эмоционального интеллекта в детсадах и школах. Но в бизнесе особенно остро дает о себе знать уровень EQ. Например, вы приняли решение. И намного позже поняли, что это плохое решение. Начинаете анализировать, в чем дело, и оказывается, что всего-то навсего вы были в плохом настроении, неважно себя чувствовали или что-то в этом роде. Получается, что ваше неумение фиксировать свои эмоции, понимать их природу, управлять ими, когда того требует ситуация, стоило вам денег: либо потерянных, либо не заработанных.

Другое дело, когда вы, чувствуя даже небольшой дискомфорт, пытаетесь разобраться в причинах его появления, чтобы свести на нет влияние этого постороннего фактора на принятие вами решения.

Но это означает, что нужно контролировать себя каждую секунду.

Если под словом «контролировать» вы имеете в виду «управлять своими эмоциями», то да.

Можно ли проследить влияние уровня EQ руководителя на финансовые показатели компании?

К сожалению, не все связи настолько прямые и не всегда влияние одного фактора можно замерить. Но такое влияние существует. И здесь я могу привести в пример результаты исследования, которое было сделано Уортонской школой бизнеса при Пенсильванском университете. Они провели эксперимент в одной реальной компании. Разделили управленцев на две группы: в одной были люди с высоким уровнем EQ, в другой – с меньшим. Каждая группа решала текущие бизнес-задачи. В итоге оказалось, что эффективность, производительность группы с высоким EQ была на 6% выше.

Предупреждая ваш возможный вопрос, стоит ли игра свеч, учитывая не очень большую разницу, я бы ответил на него – однозначно да. Потому что в бизнесе наряду с финансовыми показателями очень важна также атмосфера в коллективе, отношения между работающими людьми. В конце концов это тоже влияет на успехи компании.

Что в таком случае вы подразумеваете под высоким уровнем эмоционального интеллекта?

Я бы сказал, что это сочетание нескольких способностей и навыков. Во-первых, умение распознавать эмоции, понимать их природу. Причем не только своих, но и чужих. Во-вторых, умение осознавать свои эмоции. В-третьих, способность сопереживать, ставить себя на место другого, понимать, что он переживает в данную минуту. И, наконец, управлять своими эмоциями.

И здесь я хочу привести такой пример. Допустим, я ваш босс. Даю вам сложное задание, которое нужно выполнить в сжатые сроки, и при этом я знаю, что у вас в работе находится еще несколько проектов. Давая вам задания, я понимаю, что вам будет нелегко это сделать. Я понимаю ваше состояние и сопереживаю вам. А дальше я должен вас вызвать к себе и дать это задание. Как вы понимаете, если я не смогу управлять своими эмоциями, то и не смогу вам ничего поручить. Так что в итоге я справляюсь со своими эмоциями, вызываю вас и говорю, что вы должны сделать эту работу.

Простите, а в чем будет состоять разница, если вы просто дадите свое здание, не переживая всей этой гаммы чувств, о которых рассказали?

Разница в том, что если у меня как руководителя высокий EQ, то я буду знать, как вам тяжело, и потому буду также думать о том, как вас мотивировать сделать эту работу. Причем сделать ее так же хорошо, как и остальные проекты, и в нужные сроки, и чтобы при этом вы тоже остались довольны и не стали судорожно искать новое место работы, понимая, что в таком режиме долго не проработаете.

А обладая невысоким EQ, я вас вызову, дам задание и скажу, что если вы его не сделаете, то будете уволены. Согласитесь, разница есть.

Но первый подход затратнее. В чем здесь выгода? Что может заставить руководителя, обладающего низким EQ, начать его повышать? К тому же, например, в кризис подход «не сделал - уволен» кажется самым распространенным.

Конечно, здесь выгода косвенная, как мы уже выяснили. Но многочисленные исследования показывают: руководителю с высоким EQ легче определить, на что способен, чего сможет достичь его подчиненный. Такие управленцы правильно ставят задачи, направляют людей и развивают их, используя по максимуму их потенциал. А это в конечном счете находит свое выражение в производительности труда, эффективности, лояльности работников к компании, когда вам не приходится тратить лишние силы, время и деньги на поиск, обучение и адаптацию новых сотрудников.

Да, вы верно заметили про кризис. Более того, даже не для всех компаний актуально, что сотрудники (в том числе и руководители) имели высокий EQ. Если для бизнеса непринципиально, какого работника иметь, если бизнес позволяет обходиться набором людей чуть ли не с улицы, то и пусть так. Если же для успешного бизнеса важно, чтобы в нем работали талантливые люди, то руководителю лучше повысить, если нужно, свой EQ.

все Статьи