Меню+7 (812) 425-42-24

Об эмоциональном интеллекте ребенка простыми словами

Каждый из нас хочет, чтобы его ребенок рос счастливым и успешным. При этом традиционно родители достаточно много внимания обращают на две вещи: ум и «хорошее» ("правильное") поведение. Каждый месяц более 15000 людей вводят в Яндексе словосочетание «интеллект ребенка» или «хорошее поведение» (для сравнения – про «эмоции детей» спрашивают только около 9000 пользователей). 

И то, и другое очень важно для развития детей, и никто не говорит, что от этого нужно отказаться. При этом развитию эмоциональной грамотности обычно уделяют меньше внимания. Часто это происходит потому, что мы сами не очень хорошо разбираемся со своим эмоциональным миром. 

Вспомните, что говорили ваши родители и значимые взрослые (воспитатели, учителя) об эмоциях? Чаще всего нас учили «не плакать», «не бояться», «держать себя в руках» - то есть подавлять, скрывать и контролировать свои эмоции. Многие из нас на своей шкуре поняли, что эта часть воспитания оказалась не самой лучшей – нам, взрослым, трудно радоваться простым вещам, справляться с расстройствами и раздражением, наконец, чувствовать себя счастливыми. Недаром сейчас появилось столько книг, тренингов и телепередач про счастье. Нам нужно заново переучиваться разбираться со своими эмоциями, а во взрослом возрасте делать это уже очень и очень непросто.

Наученные этим горьким опытом, мы хотим быть для своих детей другими. Обучать и воспитывать их так, чтобы они жили насыщенной эмоциональной жизнью, были более уверенными и, конечно, счастливыми. Но далеко не всегда мы можем понять, как это сделать. Мы боимся бурных проявлений эмоций и не понимаем, что делать, когда наш ребенок зол, или когда его обидели, или когда у него что-то не получается. И невольно начинаем «успокаивать» или «утешать»: «Да ладно, не плачь, все это ерунда», «Да разве стоит из-за этого переживать?». И таким образом снова запрещаем нашему ребенку чувствовать. 

Заботясь о наших детях, мы надеемся уберечь их от обид, разочарований и других «негативных эмоций». Но наши дети нуждаются не в этом. Им важно, чтобы родители научили их проживать трудные чувства, а не защитили от них. Ведь только тогда они смогут жить полной жизнью, быть смелыми, готовыми к риску и упорными в достижении своих целей. 

Дети хотят, что родители научили их справляться с обидой. Сохранять позитивный настрой и оптимизм при неудачах. Уметь ждать, преодолевая разочарование, если что-то не получается. Уметь защищать свои интересы. И если для этого понадобиться разозлиться – значит, научите меня злиться. Взрослея, сохранить умение радоваться простым вещам. Быть счастливым каждый день.

Вот эти простые вещи ученые и объединяют в сложное и комплексное понятие «эмоциональный интеллект». Развивая его у наших детей, мы помогаем им научиться разумно и мудро управлять своим эмоциональным состоянием. В отличие от воспитания «хорошего» или «правильного» поведения, родители помогают ребенку понимать свои эмоции и справляться с ними (вместо того, чтобы подавлять). 

 

Автор: Алена Алешина, директор по развитию EQuator, автор книги "Эмоциональный интеллект. Российская практика"

 

Что еще почитать об эмоциональном интеллекте ребенка:

"Развитие эмоционального интеллекта детей"

"Типичные ошибки родителей в отношении эмоций своих детей"

"Эмоциональный интеллект родителей"

все Статьи