Меню+7 (812) 425-42-24

Интервью Сергея Шабанова и Алены Алешиной журналу Coach

Одним из направлений деятельности нашего издания является поиск новых, нестандартных способов повышения эффективности бизнеса и новых путей развития личности. В ходе общения с представителями бизнеса и бизнес-тренерами мы пришли к выводу, что руководители компаний, в первую очередь ориентированные на увеличение прибыли, часто забывают об эмоциональной составляющей бизнеса. А ведь любой, даже самый успешный руководитель, это, в первую очередь, просто человек, которому свойственно проявлять свои чувства и реагировать на эмоции людей вокруг себя. И если научиться правильно обращаться со своими эмоциями и эмоциями окружающих, то можно и их обратить на пользу дела. Помочь разобраться с этим вопросом мы пригласили двух «эмоционально компетентных» бизнес-тренеров: Сергея Шабанова и Алену Алешину — генерального директора и директора по развитию компании EQuator.

Coach: Скажите, эмоциональная компетентность и ее развитие — это основное направление деятельности вашей компании?

Сергей: Это не просто основное направление деятельности, это философия и стержень всей компании. EQuator — единственная компания, которая вот уже пять лет проводит все тренинги и долгосрочные программы обучения на основе развития EQ (*эмоциональной компетентности).

Coach: Не могли бы вы объяснить, что входит в понятие «эмоционально компетентный» человек?

Алена: Эмоции — это, в первую очередь, информация. От того, насколько правильно человек ее воспринимает, зависит результат взаимодействия с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Эмоции несут в себе огромный пласт информации о нас самих и об окружающих нас людях. Ведь это первая сигнальная система, первоначальное предназначение которой – обеспечивать наше выживание. Поэтому наш организм слушается эмоциональных команд в первую очередь, и только потом обращает внимание на рациональные, логические команды. Недаром, как уже доказано и американскими, и нашими исследователями, именно эмоции влияют на принятие решений, в т.ч. и бизнес-решений. 
Любой человек, имеющий дело с бизнесом, знает, что самый главный ресурс – это информация. А мы откидываем огромную часть этой самой информации просто потому, что считаем, что эмоции – это «несерьезно».
Эмоционально компетентный человек использует ту информацию, которую дают ему эмоции, и на основе учета этой информации строит свою деятельность. Поэтому он, в первую очередь, учится осознавать свои эмоции и уметь встраивать их в процесс логического мышления, принятия решений и выбора своего поведения в определенной ситуации.

Coach: Известно, что повысить IQ человека можно только до определенного возраста, а что касается  эмоционального интеллекта?

Сергей: Эмоциональный интеллект,  к счастью, может развиваться в течение всей жизни.

Coach: Есть ли способы его развития?

Сергей: Безусловно, во-первых, — это развитие навыка осознанности.

Coach: Что это значит?

Сергей: Вот, например, сейчас, во время разговора со мной, какие вы ощущаете эмоции?

(…пришлось задуматься)

Coach: Скорее всего, несколько… мне приятно разговаривать с Вами, есть легкое беспокойство, так как необходимо сделать несколько важных дел, а времени остается все меньше.

Сергей:  Удалось заметить, сразу тяжело обозначить словами все присутствующие на данный момент эмоции? Назовем вашу эмоцию по отношению ко мне «спокойствие как начальная форма радости», есть еще «беспокойство» — и эти два чувства поочередно перевешивают чашу ваших «эмоциональных весов». Когда времени для предстоящих дел останется совсем мало, вы можете почувствовать раздражение, которое, скорее всего, будет направлено на меня, хотя и не я являюсь первопричиной.
К сожалению, мы плохо умеем осознавать свои эмоции. Что нас учили делать, так это подавлять, скрывать, контролировать и подавлять свои эмоции. Нам кажется, что от этого наши действия становятся более эффективными, хотя все обстоит ровно наоборот.
Поэтому то, с чего начинается развитие EQ – это осознание «что я сейчас чувствую?»

Алена: Например, мы советуем ставить «напоминалки» в телефоне и пытаться осознать свои эмоции в тот момент, когда они срабатывают. Иногда только звук «напоминалки» способствовал тому, что руководитель понимал, что раздражен уже настолько, что практически кричит на своих подчиненных. Простое понимание этого позволило ему тут же «снизить обороты» и продолжать разговор совеем в другой тональности.

Coach: Согласны ли вы с тем, что люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, поднимаются выше по карьерной лестнице?

Сергей: Да, они вообще гораздо успешнее, ведь основным фактором, способствующим успеху, как раз и является сочетание IQ и EQ. И для нас дело даже не столько в том, что эти люди успешнее продвигаются по карьерной лестнице. Они успешнее с точки зрения своего самоощущения, чувство внутреннего согласия. Другими словами, они чувствуют себя более счастливыми и довольными свое жизнью. И именно это является одним из основных результатов развития EQ.

Coach: Давайте для наглядности обратимся к тематике прошлого номера «Coach»: конфликт начальника и подчиненного. Начальнику, обладающему высоким уровнем эмоциональной компетентности, легче справиться с подобными проблемами?

Алена:  Безусловно. У этого начальника бурных конфликтов практически не бывает, так как он вовремя понимает причину недовольства и потребности своих сотрудников. Нельзя сказать, что их не бывает совсем – ведь в конфликте есть и свои плюсы. Но он остается конструктивным, и ведущим к развитию, а не к скандалу и разрыву отношений.

Coach: Последний вопрос – EQ — это для кого?
 
Сергей:  Давайте я отвечу словами Александра Дольского, это для всех тех, кто хочет, «…чтобы старость не тяжелым грузом — мудростью бы на сердце легла…»

все Статьи