Меню+7 (812) 425-42-24

Чем отличается просто «управление эмоциями» от «эмоционального интеллекта»?

Один из критериев: когда мы говорим «управление эмоциями» чаще всего подразумевается, что у меня есть какое-то эмоциональное состояние, которое мне не нравится, и я хочу его изменить («я злюсь – надо успокоиться» или «у меня тоска зеленая – хочу развеселиться»).

В случае с эмоциональным интеллектом (по крайней мере, как мы его понимаем) всегда есть связка «эмоция - действие». То есть, мне нужно не то эмоциональное состояние, которое мне «нравится», а то, в котором я буду наиболее эффективно выполнять какую-то задачу. Допустим, я не люблю злиться, но на тренингах бывают ситуации, когда требуется определенная жесткость, а для этого необходим некоторый уровень агрессии.

Так вот, как показывает практика, зачастую основная сложность в этом месте – человеку не до конца понятно, а что, собственно, он хочет сделать. И именно это мешает разобраться со своим эмоциональным состоянием.

Например, ребенок медленно (очееень мееееедлееенно) одевается, когда мы опаздываем в сад. Что говорит нам родитель?
- Я хочу перестать так раздражаться в этот момент. И орать. Орать тоже хочу перестать.
- Ок, а что ты хочешь в этой ситуации?
- Я хочу, чтобы он оделся быстро!
- Ок, а что ТЫ хочешь делать в этой ситуации?
- Я хочу сделать так, чтобы он быстро оделся!
- Что именно ты будешь для этого делать?
-… (хз)
- Ну смотри, рявкнуть на него как раз подходит, если ты хочешь, чтобы он быстрее оделся
- Ээээ… Нет, так не хочу. Я хочу быть хорошим родителем! Иметь нормальную привязанность! Все по Петрановской!
- Хорошо, тогда подожди, пока он оденется в своем темпе.
- Ну нет, мы же опаздываем! Опоздаем в сад – я опоздаю на работу!
- Ок, что ты хочешь делать в этой ситуации?
-… !!! … (*ненавидит тренера*)

Видите, в чем проблема? Проблема не в том, что родитель «раздражается» по поводу «ребенка, который медленно одевается». Проблема в том, что родитель не знает (не решил, не выбрал), что ему делать в этой ситуации и застрял во внутреннем конфликте между «быть хорошим добрым родителем» и «быть хорошим сотрудником, который приходит на работу вовремя». Как только он решит, что ему важнее, а главное – что конкретно он будет делать, управлять эмоциями ему сразу станет гораздо-гораздо проще. (И во многих случаях окажется, что вопрос не в эмоциях, а эмоции – только индикатор того, что ситуацию в целом надо менять, и менять ее в тот момент, когда нам надо было выйти из дома 5 минут назад – очевидно не работает).

Наверное, поэтому Джон Джек Майер, один из авторов термина «эмоциональный интеллект», на конференции в Нью-Йорке еще в 2013 году говорил, что он разочаровался в понятии «эмоциональный интеллект» и предпочитает теперь термин personal intelligence. Где одним из основных навыков является осознание и формулирование своих целей.

А мы вот не разочаровываемся, нам кажется, что говорить об эмоциональном интеллекте без понимания целей в принципе странно :-)

Поэтому если вам не нравится ваша эмоциональная реакция в какой-то ситуации и что-то пока никак не получается ее изменить, первый проверочный вопрос: а точно ли я понимаю, что конкретно я хочу делать в этой ситуации?
Если нет, сначала надо разбираться с действиями, а уже потом с эмоциями.

(При этом, конечно, бывают и ситуации, когда я совершенно точно знаю, что конкретно надо сделать, но почему-то не могу. Это другая история)

Автор: Алена Алешина
все Статьи