Меню

Тренинг эмоционального интеллекта в корпоративном формате: насколько это эффективно?

Давно собиралась написать об эффективности тренингов эмоционального интеллекта в корпоративном формате.

И, честно скажу, очень спорно все с этой эффективностью. Почему? Тема эмоций, даже если мы будем говорить про интеллект и привязывать его к бизнес-контексту, очень личностная. И поэтому для ведущих есть большой риск на этой теме «свалиться» в тренинг личностного роста.

Понять эффективность личностных тренингов для бизнеса очень сложно. Честно говоря, имхо, очень плохо там все с эффективностью. Ибо, как сказал Лабковский, невротик – лучший работник. Мы начинаем повышать осознанность людей (а в любой теме личностного роста без этого никак), и внимание их направляется отнюдь не на то, как бы получше достичь своих KPI. Я искренне верю, что осознанные люди в бирюзовых организациях будут работать суперэффективно, но нам до этой «бирюзовости» еще всем жить и жить. И очень долго жить.

Люди начинают встречаться лицом с тем, на что до «тренинга эмоционального интеллекта» им более или менее успешно удавалось закрывать глаза. Ну допустим, я понимаю, что я живу в постоянном неосознаваемом страхе, потому что мой руководитель может ни с того ни с сего прибежать и раскритиковать все, что я сделал. И на тренинге я внезапно со всей ясностью понимаю, что в такой среде я работать больше не хочу. Гудбай, компания, спасибо, что оплатили мне такой хороший тренинг. А был вполне себе хороший эффективный сотрудник, который, наверное, еще через пару лет ушел бы, но эти пару лет еще вполне нормально бы поработал.

Стремясь избежать такого риска, некоторые ведущие стремятся максимально уйти от личностной работы. Мы будем много чего-нибудь обсуждать в группах, смотреть ролики, обсуждать какие-нибудь кейсы, рассматривать карточки, сравнивать различные модели и, может быть, что-нибудь немного потренируем про управление своими эмоциями. Чаще нет. Как измерить эффективность этого обучения для бизнеса? Не знаю.

Другие все-таки идут в ту или иную степень личностной работы, что часто вызывает много сопротивления у участников (я на работе не заказывал меня лечить). Недавно в одной из групп в ФБ была дискуссия как раз про то, какое сопротивление бывает на тренинге эмоционального интеллекта. Как измерить эффективность этого обучения для бизнеса? Не знаю.

Это все не означает, что такое обучение неэффективно в принципе. Но как измерить его эффективность – для меня большой-большой вопрос. Может быть, мы с помощью каких-нибудь тестов еще сможем увидеть прирост участников, но как он отразился на работе и успешности компании? Хз.

Поэтому мы в EQuator trainings нашли третий путь. Как ни удивительно, те, кто нас знают, знают и то, что мы обычно всеми силами стараемся избежать в корпоративном формате проведения тренинга «эмоционального интеллекта»)))

Для нас развитие эмоционального интеллекта самого по себе в бизнес-контексте – довольно странная история. Поэтому мы всегда предлагаем клиенту взять спектр рабочих задач, в рамках которого мы будем смотреть на эмоциональный интеллект. То есть, это станет «Эмоциональный интеллект руководителя» или «Эмоциональный интеллект в сложных ситуациях деловой коммуникации» или «Эмоциональный интеллект в процессе самооорганизации и командной работы»))))

Что это нам дает? От абстрактного осознания эмоций и управления ими мы переходим к типичным ситуациям в работе сотрудника, где важно учитывать эмоциональный фактор. Набор таких ситуаций более-менее понятен. Возьмем, например, руководителя. Как давать обратную связь так, чтобы сотрудники воодушевлялись и были более мотивированы улучшать свою работу (а не обижались)? Как сообщать плохие новости и непопулярные решения? Как управлять конфликтом между сотрудниками? Что делать, чтобы поддерживать высокий уровень воодушевления и драйва в повседневной деятельности? Что делать, если сотрудник «чет приуныл»? И т.д. и т.п. И абстрактная личностная тема становится более чем прикладной. И вопросов, как измерять эффективность такого тренинга, в общем-то не возникает. Например, через оценку удовлетворенности подчиненных участников тренинга тем, как руководитель дает обратную связь, разговаривает о проблемах и далее, в зависимости от конкретных задач, которые мы ставили на тренинг. И если это не просто двухдневный тренинг, а хорошая такая программа развития руководителей, то и на бизнес-показателях виден результат. Например, снижается текучка в подразделениях участников тренинга (это реальный кейс).

Поэтому если есть задача развития эмоционального интеллекта в компании, я бы начинала с перечня конкретных ситуаций, в которых мы увидим, что эмоциональный интеллект сотрудников существенно вырос. В которых они начали что-то делать по-другому. А дальше вопрос, как заметить и оценить изменения, обычно имеет вполне понятные варианты ответа.

все Статьи