Развитие эмоционального интеллекта: четыре ключевых сложности
Сложность № 1. Мы подавляем, а не управляем.
Держи себя в руках. Прекрати реветь. Ничего страшного. Не больно. Что ты ржешь как лошадь. Не расстраивайся.
Мы приравниваем свою способность управлять эмоциями к умению их подавить. Нам кажется, что мы умеем управлять эмоциями, если мы смогли промолчать и не сказать партнеру по переговорам все, что ОЧЕНЬ хотелось.
Но в этом случае речь идет только о подавлении. Какая разница, спросите вы?
Разница очень простая. Если мы управляем эмоцией, она уходит. Если мы эмоцию подавляем, она остается.
И у нее есть только два выхода.
Наружу. Рявкнуть на жену. Шикнуть на ребенка. Стукнуть по столу. Долго материться вслед подрезавшему на вечерней дороге джипу.
Или внутрь. Болит голова. И спина. Вечером хочется лечь и молча лежать. Лучше с пивом. Выходные провести в кровати. А в понедельник с утра немой вопрос своему отражению: если я два дня отдыхал, почему у меня нет сил?
Что делать? Учиться осознавать эмоции. Только осознавая, что с нами происходит, мы можем управлять эмоциями (то есть поступать по-умному), а не просто подавлять.
И тут мы приходим к сложности № 2.
Сложность № 2. Мы не умеем осознавать, что чувствуем.
Хорошо. Нормально. Голова болит. Спать хочу. Устал. Да спокойный я!
Нас никогда не учили называть эмоции словами, мы не умеем обращать на них внимание и не умеем в нужный момент осознавать. На самом деле, в основе нашего неумения управлять эмоциями лежит неумение их вовремя осознать. Мы заняты обдумыванием собственных мыслей, аргументов, вариантами решений, выбором, что сейчас сделать.
Мы не привыкли обращать внимание на то, что при этом чувствуем.
И иногда только «задним числом» способны понять, что (судя по тому, что я шумел, стучал по столу и кулаком и вопрошал: «Откуда вы взялись на мою голову такие идиоты?!») кажется, я был немного зол.
Или рвем на себе волосы, вспоминая смутное беспокойство, когда я все-таки принял решение связать себя этим партнерство. Было это беспокойство, было! Только осознать его я не смог.
Что делать? Учиться осознавать свои эмоции. То есть осваивать способность в любой момент времени посмотреть внутрь себя и ответить на простой вопрос: «Какую эмоцию я сейчас чувствую?». Назвать ее словом.
Одна из причин, почему нам бывает так трудно это сделать, связана со сложностью № 3.
Сложность № 3. У нас очень много запретов на эмоции и ограничивающих установок, связанных с эмоциональной сферой.
Мальчики не боятся. Хорошие люди не злятся на своих близких. Сильный человек не показывает своих эмоций. Руководитель должен всегда держать себя в руках.
Нам кажется, что эти убеждения нам помогают. Возможно, когда-то так и было. Но если мы хотим научиться использовать эмоции как ресурс, научиться чему-то новому в этой области, пришло время критически взглянуть на эти утверждения.
Как может взрослый серьезный руководитель серьезной компании осознать страх, если он глубоко убежден, что настоящие мужчины не боятся? Как может осознать свое раздражение мать, которая уверена, что только плохая мать может злиться на своего ребенка? Как признать раздражение в себе, если злятся только очень плохие мальчики и девочки?
Что делать? Исследовать свои установки и запреты на эмоции. Дать себе разрешение испытывать любые эмоции.
И все это станет возможным, только если мы на минутку допустим, что в этом мире есть еще что-то значимое, кроме ума.
Сложность № 4. Мы слишком верим в логику и ум.
Логично. Нелогично. Чем ты вообще думал?! Думай головой, кому говорю. Женская логика. Что с нее взять – блондинка. Разумно. Неразумно. Ты хорошо подумал? Я тебе еще раз объясняю. Почему ты не понимаешь очевидных вещей?
Нам кажется, что если хорошо объяснить, другой человек поймет, что он не прав.
Мне встречались руководители, которые искренне считали, что есть способ убедить сотрудника, что он достоин лишения премии.
Мы верим, что наши умные намерения важнее эмоций другого человека. Жестко указываем на недостатки, отбрасываем негодные чужие идеи, критикуем чужие цели, топчем розовые очки, помогаем посмотреть на жизнь трезвым взглядом.
И говорим: «Ты, конечно, обидишься, но кто тебе скажет, кроме меня?..». Или «Мы взрослые люди, пусть сам разбирается со своими эмоциями». Или «Это же рабочий момент, какие тут эмоции».
А потом удивляемся, почему лучшие сотрудники перестали приходить с идеями по развитию бизнеса, дети отказываются разговаривать о важном, с женой стало не о чем говорить, разговоры за пивом не клеятся.
Многим бывает очень трудно признать, что другие будут готовы услышать наши умные мысли, только если я создаю соответствующий эмоциональный фон. Еще труднее бывает признать, что может быть важнее (в миллион раз важнее) оставить свои умные мысли при себе. Потому что это позволит сохранить и развить отношения, потому что другой человек будет чувствовать себя счастливее, потому что он сможет достичь той цели, которая мне казалась нереальной, потому что никакие умные мысли в мире не стоят слезы ребенка. Или как-то так.
Нет. Совершенно невозможно в это поверить.
Ум каждого из нас помог нам достичь тех успехов, которые мы имеем сейчас. Для того чтобы теперь выйти на новый уровень, пришло время почувствовать, что нужно и что-то еще. Чему мы в процессе своего взросления, становления и образования уделяли существенно меньше внимания. Чему большинство из нас не учили ни в школе, ни в семье.
Пришло время научиться грамотному обращению со своими эмоциями и эмоциями окружающих.