Меню

Эмпатия

Эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) — это понимание эмоционального состояния другого человека посредством его мимики, жестов, поступков и т.д., а также способность передать ему это понимание. Эмпатия подразумевает способность к сопереживанию и проникновению в субъективный мир другого человека. Находиться в состоянии эмпатии значит поставить себя на место другого, ощущать его внутренний мир максимально точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.

Эмпатию часто путают с сочувствием, хотя на самом деле между этими понятиями существует значительная разница. Проявляя сочувствие, мы обращаем внимание на собственные эмоции и чувства, говоря, например, «Мне было грустно услышать об этом», в то время как, проявляя эмпатию, мы концентрируемся на эмоциях другого человека: «Тебя, наверное, это очень расстроило?»

По мнению многих специалистов, эмпатия является врожденным свойством. В зависимости от жизненного опыта, умения «вчувствоваться» в мир другого человека она может только усиливаться, когда понимание другого становится очень точным. Эмпатию можно развивать и с помощью тренингов, нарабатывая навыки осознания эмоций других людей.

Определенный уровень эмпатии необходим всем людям, работа которых связана с взаимодействием с другими людьми (особенно руководителям, менеджерам по персоналу, PR-менеджерам и т.д.). Однако гораздо реже говорят о том, что некоторым специалистам нужно учиться не повышать, а понижать свой уровень эмпатии, иначе они слишком вовлекаются в проблемы клиентов или коллег и быстро выгорают.

В модели Бар-Она эмпатия выделяется как один из навыков эмоционального интеллекта, а Ричард Боятцис и Энни Макки рассматривают эмпатию как одну из основ резонансного лидерства.

все Статьи