Меню+7 (812) 425-42-24

Модель Киркпатрика

Тип термина: Definition

Термин: Модель Киркпатрика

Альтернативные термины: -

Короткое описание: Модель Киркпатрика – четырехуровневая модель оценки эффективности обучения

Длинное описание:

Модель Киркпатрика – четырехуровневая модель оценки эффективности обучения:

  1. Реакция (эмоциональный уровень)

  2. Усвоение (уровень знаний)

  3. Поведение (уровень навыков)

  4. Результат

 

Реакция (эмоциональный уровень) – эмоциональная оценка обучения участниками. С одной стороны, положительная реакция как таковая не имеет большого значения, поскольку “понравившийся тренинг” отнюдь не означает “эффективный тренинг”. Он может никоим образом не изменить участников. С другой стороны, не стоит недооценивать этот фактор: удовлетворенность тренингом - это заинтересованность, внимание и позитивный настрой участников, необходимые для успешного обучения.

Усвоение (уровень знаний) показывает, какие знания, навыки, техники и методы усвоены участниками тренинга. Приобретение новых знаний является важным, но недостаточным результатом тренинга. Чтобы получить знания, не обязательно проходить тренинг – достаточно прочитать книгу или посетить лекцию. К тому же, само по себе приобретение новых знаний, без умения и желания их применять, часто не влияет на эффективность работы человека. Более ценным результатом тренинга может оказаться получение участниками «осознаний», так называемых «инсайтов», когда участник тренинга получает какое-либо знание не от тренера, а в результате анализа опыта, полученного в ходе какого-либо упражнения.

Поведение (уровень навыков) - изменение поведения участника в рабочей ситуации, применение им полученных навыков в рабочих условиях. Изменение поведения показывает, что участники на практике применяют знания и навыки, полученные на тренинге. Это важнейший показатель эффективности, поскольку основная цель тренинга – улучшение бизнес-показателей путем совершенствования поведения участников. Ведь новые знания и умения бесполезны, если их не применять.

Результат выявляются измеримые результаты (например, улучшение качества обслуживания, уменьшение нерациональных расходов и т. д.). В компаниях обычно имеются данные о ключевых, интегральных бизнес-показателях, таких, как объем продаж, прибыль, затраты. Понятно, что проведенный тренинг не является единственным фактором, который влияет на эти показатели, существует много других факторов, как внешних, так и внутренних. И точно измерить вклад тренинга, например, в увеличение объема продаж довольно сложно, особенно, если это был тренинг по лидерским навыкам или по навыкам самоорганизации. Затраты на исследования этого показателя могут многократно превышать стоимость самих тренингов, поэтому этот уровень оценки рекомендуется проводить только в случае проведения долгосрочных и дорогостоящих программ.

все Статьи