Сторителлинг
Тип термина: Definition
Термин: Сторителлинг
Альтернативные термины: story telling
Короткое описание: Сторителлинг (story telling - от англ. рассказывание истории) - это способ передачи информации, знаний и ценностей компании через истории, подробные рассказы и образы, которые обращены на эмоции и образное мышление.
Длинное описание:
Сторителлинг (story telling - от англ. рассказывание истории) - это способ передачи информации, знаний и ценностей компании через истории, подробные рассказы и образы, которые обращены на эмоции и образное мышление. Сторителлинг используется для подкрепления ценностей и формирования культуры, передачи опыта и подготовки сотрудников, формирования бренда управленца и публичного лица, формирования определенного отношения к организации у клиентов, а также для управления переменами.
Как правило, рассказываемая история несет в себе «мораль», косвенное указание того, какие действия поощряются в компании, какие ценности для нее важны. Примерами таких историй могут служить рассказы сотрудников про то, как в последнюю неделю перед сдачей важного проекта сотрудники оставались ночевать в компании, как на заре основания организации генеральный директор с товарищами своими руками красил стены в своем первом офисе, как гениальный продажник блестяще провел переговоры, убедив крупного клиента работать именно с нашей компанией и т.п. Такие истории могут быть реальными или вымышленными. Основные цели истории – продемонстрировать на примере, какое поведение поощряется в компании, или создать ценностный, личностный образ компании или кого-либо из сотрудников (как правило, топ-менеджеров). Таким образом в компании появляются свои мифы, легенды и герои, байки и анекдоты.
Основоположником «сторителлинга» в его нынешнем понимании считается Дэвид Армстронг, изложивший эту концепцию в книге "Managing by Storying Around". Конечно, значимость историй люди осознавали и до него. Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг применил известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем кодексы или директивы. Они прекрасно запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.
Хорошая история должна быть исполнена по классическому сценарию. Сначала вступление, то есть описание ситуации и предыстория событий. Далее, основная часть - рассказ о том, что было предпринято для решения проблемы. И в заключение - несколько слов о том, чем все закончилось.
Для того чтобы история пользовалась успехом, она должна содержать определенные компоненты. Во-первых, это персонаж: человек (реальный или гипотетический), организация или любое придуманное существо. Во-вторых, необходимо, чтобы у персонажа в жизни произошли изменения, т.е. появилось нечто важное. Это самый главный компонент истории, без которого нет смысла в повествовании. В-третьих, важно, чтобы слушатели сопереживали истории и ассоциировали себя с персонажем. Для того, чтобы история жила, и сотрудники сами рассказывали ее друг другу и новым сотрудникам, они должна быть эмоционально насыщенной. В-четвертых, если событие было реальным, следует указать, когда и где оно происходило, т.е. задать рамки. И, последнее, успешная история всегда конкретна. События, факты и примеры, - вот основное ее содержание, помимо общих слов и фраз.
Правильно и вовремя рассказанная история рождает цепочку "эмоция–вывод–действие". В отличие от официальных директив, сторителлинг позволяет вызвать эмоциональную реакцию сотрудников, позволить им самостоятельно прийти к необходимым выводам и побуждает к соответствующим действиям. Именно поэтому многих специалисты по персоналу и связям с общественностью специально создают такие истории, выискивая нужную информацию в прошлом и настоящем компании и создавая из нее историю, которые сотрудники будут передавать друг другу.