Управление знаниями
Тип термина: Definition
Термин: Управление знаниями
Альтернативные термины: -
Короткое описание: Управление знаниями — это систематические процессы, благодаря которым распознаются, создаются, сохраняются, распределяются и применяются необходимые для успеха организации знания.
Длинное описание:
Управление знаниями — это систематические процессы, благодаря которым распознаются, создаются, сохраняются, распределяются и применяются необходимые для успеха организации знания. От того, насколько эффективно и насколько хорошо применяются созданные внутри компании знания, во многом зависит ее успех.
С 1995 года управление знаниями является установившейся научной дисциплиной, с преподаванием университетских курсов и посвящением данной теме профессиональных и академических изданий. Большинство крупных компаний имеют специально выделенные для управления знаниями ресурсы, часто как часть отделов «Информационных технологий», или «Управления персоналом», а иногда подотчётных непосредственно главе организации.
Знания можно условно поделить на явные, т.е. те которые охватывают все то, что мы знаем, что можем записать, сообщить другим и ввести в базу данных и неявные, т.е. те, о которых мы не знаем, что мы это знаем. Последние включают ноу-хау, секреты мастерства, опыт, озарение и интуицию, также они включают в себя взаимоотношения между людьми, нормы поведения, общепринятые ценности и стандартные оперативные процедуры.
Поскольку неявные знания непросто детализировать, копировать и распространять, они могут быть источником устойчивого конкурентного преимущества. Но бывает и так, что даже явные знания не используются, поскольку они не интегрированы в бизнес. Кроме того, в случае увольнения или переманивания в другую компанию эксперт уносит с собой накопленные знания и опыт.
В связи с этим в задачу управления знаниями входит выявление внутренних экспертов и работа по фиксации их знаний «в твердой форме» с последующей формализацией в виде кодексов, стандартов и норм. Эффективное управление знаниями также предполагает наличие полной и непротиворечивой информации, которая легко доступна, для чего применяются системы управления БД, электронные архивы, системы поиска, витрины данных и т.д. При этом обязательным условием эффективности построения системы знаний является интеграция всех компонентов единой базы знаний, например, единый каталог знаний, хранилище и системы управления документами, система поиска информации, или портал. Одновременно, помимо накопления корпоративных знаний, регулярная систематизация полученного опыта и навыков помогает самому сотруднику, способствует его профессиональному росту.