Храброе сердце... руководителя
Одним из наиболее важных качеств для руководителялидера является умение воодушевлять и вдохновлять людей - та совокупность качеств, которую Дэниэль Гоулман, Ричард Боятцис и Энни Макки назвали «эмоциональным лидерством». Причем эти качества особенно необходимы руководителю в неспокойные времена: при ужесточении конкурентной борьбы, в периоды перемен и изменений, как внешних, так и внутренних - то есть в наше время практически всегда.
Недаром борьбу современной организации за сохранение своих позиций на рынке часто сравнивают с военными действиями. Один из фильмов, в которых легко можно найти обратные параллели, - «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном в главной роли.
Руководителям имеет смысл смотреть этот фильм именно анализируя основы эмоционального лидерства. Что такого делает герой Гибсона, что в итоге поднимает на борьбу с более сильным врагом (читай - конкурентом) целую страну? Как он говорит, как двигается, какие аргументы использует, что и как делает...
Кульминационной сценой фильма с этой точки зрения является сцена, в которой Уильям Уоллес вдохновляет на безнадежную битву армию, уже готовую разбрестись по домам. Ему удается достичь своей цели за пять минут экранного времени. На это стоит посмотреть, а чтото, возможно, и перенять. Для мотивации сотрудников на борьбу с конкурентами. Вообще, умение выступать публично - это, пожалуй, оно из сильнейших качеств Уоллеса.
Отдельного внимания заслуживают навыки ведения переговоров, причем как тех, в которых важно убедить, так и тех, в которых необходимо спровоцировать. И в том, и в другом случаях главный герой добивается своего с помощью эмоций, а не логических аргументов. Хотя, надо сказать, что с сотоварищами у него получается лучше, чем со знатью, ему не удается понять чужую «картину мира» и заговорить на их языке.
Если задаться целью посмотреть этот фильм именно с управленческой точки зрения и найти ассоциации с менеджментом, думаю, каждый сможет найти в нем чтото интересное конкретно ему. Хотя, казалось бы, никаких особенных откровений достаточно обычный голливудский фильм не сулит. Совершенно естественным, например, выглядит то, как Гибсон спрыгивает с лошади и рвется в бой, смешавшись со своими «коллегами». Очевидно? И как часто можно услышать мнение, что руководитель «всегда должен быть над битвой»...
В последней части фильм становится несколько занудным, а финал вообще печален для главного героя, так что излишне ассоциировать себя с ним не стоит. Впрочем, на это можно посмотреть и подругому - ведь дело героя продолжает жить,
а его последователи добиваются успеха. Здесь, кстати, можно проанализировать ошибки героя и поразмышлять, что он мог сделать подругому, чтобы избежать предательства.