Интервью с Сергеем Шабановым
Сегодня мы берем интервью у Сергея Шабанова, бизнес-тренера, консультанта и генерального директора EQuator. Это единственная компания в России, которая работает в новой парадигме бизнес-обучения, основанной на концепции эмоционального интеллекта как ресурса успешной деятельности. Все тренинговые программы направлены на наработку не только профессиональных навыков, но и навыков эмоциональной компетентности, обеспечивающих применение на практике полученных во время обучения схем и технологий.
Каково основное направление деятельности компании EQuator?
Основное направление деятельности нашей компании – проведение комплексных тренинговых программ обучения руководителей и персонала компаний. Такие программы состоят из потребности в обучении, разработки и проведения серии тренингов, межтренинговой работы и посттренингового сопровождения. Так же мы проводим полугодовые открытые программы обучения (курс подготовки бизнес-тренеров и программа развития эмоциональной компетентности для руководителей высшего звена), отдельные бизнес-тренинги и индивидуальный коучинг, который может являться и инструментом для комплексных программ.
Наше основное кредо – эмоциональная компетентность.
Во многом тренинг – это технологии, определенные алгоритмы, техники. И почему-то в одних ситуациях и у одних людей эти техники работают, а в других – нет. Концепция эмоциональной компетентности является в некотором смысле мета-технологией, позволяющей понять границы применимости стандартных техник и алгоритмов, расширить их и учесть нюансы, из-за которых они могут оказаться нерабочими.
Почему вы выбрали именно это направление?
По первому образованию я физик. Закончил физфак ЛГУ. Физика – это не только наука, это еще и философия, в то время как физфак является не просто факультетом, в нем есть еще и особая атмосфера, психология. Психологию на физфаке, кстати, тоже преподавали. В какой-то момент я понял, что психология мне интереснее и стал получать психологическое образование, причем практическое. А в практической психологии для меня самое интересное направление – это тренинги, поэтому я и тренер.
Что касается эмоциональной компетентности, то, на мой взгляд, это наиболее адекватная концепция, позволяющая применить психологические знания к бизнес-процессам.
Психология очень разная и психологическое образование тоже очень разное. Соответственно, и люди, имеющие разное психологическое образование, будут по-разному применять свои знания в бизнесе. Люди, имеющие большой опыт в психодиагностике скажут: «давайте всех протестируем и все про всех узнаем, тогда успех гарантирован». Психоаналитики скажут, что главное – это личность, причем личность здоровая, а не невротическая. А в организации это личность первого лица. Поэтому давайте «лечить» психоанализом первых лиц и все будет хорошо. Опыт взаимодействия бизнеса с крайними адептами подобных подходов привел к тому, что слово «психолог» в некоторых бизнес-кругах стало ругательным. Это обидно. Ведь современный бизнес – это в основном взаимодействие людей, причем взаимодействие в постоянно меняющихся условиях. Как здесь быть без практической психологии?
Кстати, кто такой практический психолог? В самом общем смысле, это каждый человек, ведь в своей повседневной жизни он пользуется знаниями о других людях (по сути, психологическими знаниями), полученными из жизненного опыта. Но иногда мы не в состоянии адекватно использовать этот опыт, и мешает нам как раз эмоциональный контекст, в котором мы этот опыт приобретали, и в котором мы его используем в последующем.
Эмоциональная компетентность – практическая концепция, позволяющая соотносить эти контексты.
Пониманию эмоций и управлению ими нас, к сожалению, никогда целенаправленно не учили. Нас учили их прятать и делать вид, что эмоций не существует. В то же время эмоции существуют всегда. В любой момент времени каждый человек испытывает ту или иную эмоцию, часто небольшой интенсивности и поэтому неосознаваемую. При этом эмоции малой интенсивности оказывают очень сильное влияние на процессы и в частной жизни и в бизнесе. Если сильные эмоции препятствуют нашей умственной деятельности и часто заставляют совершать нелогичный и порой «неправильные» поступки, то эмоции низкой интенсивности несут важную для бизнеса и повседневной деятельности информацию.
Эмоциональная компетентность – модель, позволяющая «внедрять психологию в жизнь» простым и адекватным образом. Другими словами, не вдаваясь в дебри науки, она позволяет действовать более эффективно на основании алгоритмов практической психологии.
До того, как Вы стали генеральным директором EQuator, была ли ваша деятельность связана с тренинговым и консалтинговым направлениями?
Да, я несколько лет был руководителем бизнес-направления Института Психологического Консультирования «Теменос». До этого проводил личностные тренинги, занимался психологическими консультированием, работал с подростками.
Какое из направлений в обучении Вы считаете самым необходимым и актуальным на сегодняшний день?
Эмоциональную компетентность J Хотя на самом деле все зависит от того, в какой сфере, конечно.
Как Вы считаете, лидерами рождаются, или становятся, и можно ли развить лидерские качества?
Каждый, кто кем-то становится, сначала в какой-то момент рождается. Это для меня сродни вопросу, что появилось раньше – курица или яйцо. Да, люди рождаются с определенными задатками и склонностями. Кто-то начинает проявлять качества лидера в самом раннем детстве и продолжает им быть всю жизнь, кто-то становится лидерами вопреки тому, что лидерских качеств в себе в детстве не видел. Любые качества можно развивать, вопрос в том, зачем, соответствует ли путь лидера твоему предназначению в этой жизни – хотя этот вопрос уже скорее духовный, а не психологический, и отвечает на него каждый самостоятельно.
Если бы у Вас появилась возможность воплотить в жизнь любой проект, то что бы это было?
Я думаю, что это был бы проект перевода всей системы образования в стране, прежде всего начального и среднего, на включение эмоциональной компетентности (как учеников, так и учителей) в обязательные образовательные программы. Мы уже делаем первые шаги в этом направлении, планируем сотрудничество с некоторыми средними школами, но о системе говорить пока не приходится.
Что, по вашему мнению, является основным залогом успеха в бизнесе?
Успех понятие многозначное. Попросите 100 человек рассказать, что такое успех, и вряд ли вы услышите хотя бы 2 одинаковых ответа. Для меня успех – это возможность делать то, что мне нравится, вместе с людьми, которые мне нравятся. И залогом этого будет являться четкое понимание того, что такое «нравится» и умение руководить и участвовать в различных проектах с этой точки зрения.
В компании, скорее всего, залогом успеха будет: наличие общих целей, слаженная команда, эмоциональная компетентность.
Нужно ли учиться высшему руководящему составу компаний и, если нужно, то чему?
Не знаю на счет «нужно», но как показывает наш опыт, успешные руководители высшего звена постоянно чему-то учатся. Они все время ищут пути для саморазвития.
Чему учить – честно говоря, не знаю. Зависит от компании и от конкретного руководителя. Но совершенно точно уверен, что руководящий состав компаний можно и нужно учить тому, как развивать эмоциональную компетентность. С одной стороны, если они стали руководителями, велика вероятность, что уровень эмоциональной компетентности у них достаточно высок. При этом ее всегда можно совершенствовать. И для того, чтобы развивать эмоциональную компетентность дальше, им зачастую не хватает какой-то конкретной информации, умений и навыков.
Одинаковы ли схемы обучения для рядовых сотрудников (например, сотрудники отдела продаж) и для топ-менеджеров?
Если мы говорим о логике тренинга, и формате тренинговых программ, то естественно, они одинаковые. Наполнение будет разным. В целом, том-менеджерам чаще бывает необходим коучинг, чем рядовым сотрудникам. Многое зависит от опыта участников, и скорее, именно это играет роль. Как правило, существует большая разница в навыках, необходимых молодому руководителю, который смог дорасти по карьерной лестнице до карьеры топ-менеджера, и руководителю с двадцатилетним опытом (хотя и из этого правила, как и из любого другого, бывают исключения). В идеале, конечно, обучение для топ-менеджеров имеет смысл делать более длительным, поскольку топ влияет на эффективность всей компании. Правда, не всегда так получается.
Каковы особенности работы с топ-менеджерами (процесс обучения)?
С топ-менеджерами работать веселее и интереснее. Они более мотивированны на обучение, четко понимают, чего хотят получить. Они больше спорят, иногда активнее сопротивляются, и это делает работу тренера увлекательнее, поскольку, когда сопротивление уходит, ТОПы гораздо более жадные до знаний. Кроме того, и результаты обучения ТОП-менеджеров для компании более значимы. Здесь я готов во многом согласиться с психологами психоаналитической направленности, которые говорят, что организация – это проекция личности руководителя. Рыба – она не только гниет в головы, она же с нее и развивается, и процветает.
Именно топ больше ориентирован на то, чтобы внедрить результаты обучения в жизнь, и он же имеет для этого больше возможностей.
Вы сами учитесь чему-нибудь?
Да, мы учимся в других тренинговых компаниях. К сожалению, не так часто, как хотелось бы, потому что молодая развивающаяся компания требует большого количества времени, поэтому часто приходится черпать знания из книг, хотя мы больше любим тренинги.
Постоянно у участников тренинг в нашей компании – это обмен опытом не только у участников между собой, но и тренера с участниками. А еще мы ходим учиться друг к другу на тренинги. Как бы забавно это не звучало. Тренеры часто создают новый продукт самостоятельно т он бывает весьма интересным. Вот и ходим друг к другу, чтобы поучиться чему-нибудь новому.
Недавно я сходил на тренинг к своим сотрудникам и принял участие в своем же собственном упражнении, которое придумал несколько лет назад и был им очень горд. Казалось, что уж я-то точно знаю что нужно сделать, чтобы справиться с заданием успешно… На собственном опыте вдруг понял, какая большая разница между знанием и умением его применять.
Так же мы бываем и на тренингах друг у друга, поскольку тренеру очень важно прочувствовать некоторые упражнения на себе, «из роли участника». Для этих же целей мы создали тренерский клуб, в котором выпускники тренерского курса и другие тренеры могут обменяться опытом и проверить свои новые наработки.
Обучаете ли Вы сотрудников своей фирмы, или предпочитаете, чтобы они проходили обучение на стороне?
Конечно, раз мы тренинговая компания, то в первую очередь, учим сами. Что касается наших тренеров, то прохождение ими нашего курса подготовки тренеров просто является обязательным условием для работы у нас. Это связано с особенностями парадигмы, работы в контексте эмоциональной компетентности.
По желанию наших сотрудников мы отправляем их и на внешнее обучение. В последний раз наш директор по развитию захотел отправиться на конференцию в Лондон за свежими идеями и опытом в сфере развития эмоциональной компетентности. В итоге, поехал весь основной состав тренеров… Многому учимся у выпускников тренерского курса, особенно на их защитах, когда мы участвуем в роли участников тренинга. Бывает поразительные по силе упражнения, где мы «ловим» много своих инсайтов.
Что Вы считаете вашим самым большим достижением на сегодняшний день, что Вам потребовалось для этого?
То, что я сумел изменить свою жизнь в ситуации непростого выбора. Я неплохо защитил дипломную работу на физфаке, и меня сразу же пригласили в аспирантуру. Одновременно с этим, чтобы зарабатывать деньги, мне приходилось заниматься строительством: стройотряды, «шабахи», руководство бригадами. Были идеи создавать свой строительный бизнес. В то время это направление было на подъеме, и в нем можно было заработать большие деньги. И все-таки я сумел пойти туда, в чем чувствовал свое предназначение. Хотя в то время было вообще непонятно, как с помощью психологических знаний и навыков зарабатывать себе на жизнь. И вообще понимания что это такое, у меня не было. В дальнейшем жизнь подсказала мне, что этот выбор был правильным. Компания EQuator родилась не потому, что «надо было строить свой бизнес», а потому что пришло время. И то, как она развивается сейчас, меня очень радует.
Расскажите о Вашей команде!
Мы совершенно разные. Иногда это очень мешает. Команда единомышленников – это не про нас. Процесс создания тренинга сопровождается спорами, возражениями, сомнениями и бурными эмоциями. Совещания – тоже непростые для нас мероприятия.
При этом мы очень органичная команда. Кто-то жесткий, кто-то мягкий, кто-то экспрессивный, кто-то сдержанный. Кто-то привносит научные знания, кто-то практические примеры. Опыт в тренингах и опыт в бизнесе. Кто-то умеет заражать драйвом и оптимизмом, а кто-то – спокойно руководить дискуссией в горячие моменты. Собственно, это и есть рабочий коктейль, от которого мы получаем удовольствие. И участники тренинга, кстати, тоже.
Какие стратегические цели Вы ставите перед собой?
Сейчас мы как раз находимся в процессе формулирования стратегических целей, миссии, видения. Это очень непростой процесс? Кто проходил этот путь «по-хорошему», а не только для того, чтобы вывесить это все на сайте, тот поймет. Хотя конечно общее интуитивное представление о миссии и о том, в каком направлении мы хотим двигаться дальше у нас есть. Простыми словами – это стать самой успешной компанией в консалтинговом и тренинговом бизнесе, где под успехом понимается то, что я уже говорил – интересная работа с интересными людьми + определенный уровень узнаваемости и финансовый уровень. Эти уровни сейчас как раз и находятся сейчас в стадии конкретизации.
Чем Ваш тренинг будет отличаться от других?
Мы доброжелательны. Некоторым это даже не нравится. Мы даем конструктивную обратную связь, т.е. говорим сначала о том, что участник делал хорошо и эффективно, а потом – что можно было сделать по-другому. Многим участникам требуется время, чтобы привыкнуть к тому, что мы не указываем на ошибки, как это часто делается. По нашему мнению, утверждение, что на ошибках учатся, неверное. Взрослые люди, совершив ошибку, часто перестают учиться. Мы делаем акцент на сильных сторонах, что позволяет развивать свой индивидуальный стиль общения, а не подтягивать все на один уровень – механического применения техник. Ну и наконец, мы работаем в концепции эмоциональной компетентности, постоянно обращая внимание на эмоции, которые сопровождают тот, или иной процесс. Это дополнительная информация, умея использовать которую, можно действовать более эффективно в каждой конкретной ситуации.